ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Уважаемые руководители образования и образовательных учреждений!

Командование Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва, г. Санкт-Петербург (далее – ВАМТО) обращается к Вам с предложением о координации усилий при проведении информационно-разъяснительной и профессионально-ориентационной работы среди старшеклассников и их родителей (законных представителей).

Анализ ситуации с проведением вступительных испытаний в высшие учебные заведения страны (включая опыт ВАМТО) показал следующее:

  • для поступления на бюджетные места в большинство вузов, подчиняющихся Минобрнауки РФ, проходной балл составляет от 270 (сумма баллов ЕГЭ по трём предметам);
  • к завершению приёмной кампании юноши, имеющие суммарный балл в 200–250, не имеют возможности поступления на бюджетные места; а стоимость обучения на платной основе составляет от 145 000 руб. (в вузах с наименьшим рейтингом и по наименее востребованным специальностям, предполагающим в дальнейшем и низкий уровень заработной платы) до 480 000 руб.;
  • приёмная кампания в вузы Минобороны России имеет ряд особенностей (необходимость пройти предварительный отбор в военных комиссариатах, в 2020 г. это было необходимо сделать до 1 июля – вузах Минобрнауки вступительная кампания стартовала только 20 июня; окончательный отбор в вузах Минобороны завершался 10 августа – в то время, как в вузах Минорбнауки до 18 августа можно было подавать документы).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в силу недостаточной известности военных вузов, недостаточности информационно-разъяснительной и профессионально-ориентационной работы среди старшеклассников и их родителей (законных представителей), выпускники с суммарным баллом в 200–250 обратились в приёмные комиссии вузов Минобороны поздно, оставшись «за бортом» вступительной кампании 2020 г. В то же время вузы Минобороны были вынуждены проводить отбор и зачисление курсантов среди тех, кто уложился в сроки вступительной кампании, даже если по баллам ЕГЭ (за каждый предмет и суммарному) они едва удовлетворяли установленному минимуму (суммарный 150–180, средний ЕГЭ 50–60).

Поздние обращения выпускников позволяют сделать вывод о наличии предпочтения гражданского образования военному (при отсутствии полного отрицания возможности получения военного образования).

Данная ситуация, на наш взгляд, определяется слабостью информационно-разъяснительной и профессионально-ориентационной работы вузов Минобороны среди старшеклассников и их родителей (законных представителей), что приводит в итоге к тому, что военные вузы вынуждены зачислять менее подготовленных выпускников. Уровень освоения компетенций общего среднего образования является одним из факторов формирования компетенций в высшем образовании: школьные «троечники» исключительно редко становятся «хорошистами» и «отличниками». А качество подготовки специалистов в высшей военной школе прямо влияет на военную, и в целом – национальную, безопасность государства.

Выпускник военного вуза имеет ряд преференций как в период обучения, так и в начале карьеры после выпуска:

1) престижные специальности и наличие опыта работы как выгодные отличительные черты военного образования:

Курсанты ВАМТО получают два диплома – по военной и гражданской специальности высшего образования. Гражданские специальности, по которым ведёт подготовку ВАМТО и ее филиалы, относятся к категории наиболее востребованных в техническом и экономическом профилях: техника и технологии строительства, техника и технологии наземного транспорта (организация перевозок, управление на транспорте, логистика), энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, техносферная безопасность и природоустройство, экономика и управление.

«Слабое место» любого выпускника гражданского вуза – отсутствие опыта работы по специальности (а также отсутствие нормального процесса прохождения производственных практик в период обучения, т. к. часто требуется платить организациям, принимающим студентов на практику или самостоятельно искать место практики). Выпускник военного вуза за период обучения проходит несколько производственных практик в условиях максимально приближенных к реальным условиям, проходит войсковые стажировки на офицерских должностях в сфере будущей специальности. Наши выпускники имеют гарантированное распределение в рамках государственного заказа на военных специалистов. Отслужив после выпуска из академии срок первого офицерского контракта, выпускник военного вуза всегда имеет реальный опыт работы по специальности и может отражать это в своём резюме.

2) уровень материального обеспечения и социальной защиты:

Денежное довольствие курсанта до заключения контракта (до 18 лет) составляет 2 000 руб. При этом курсант проживает в казармах (при «кубриковой» системе размещения в комнатах на 4-х человек), обеспечивается за государственный счёт вещевым имуществом, качественным трёхразовым питанием, различными видами довольствия. Получает высококачественное медицинское обслуживание и, при необходимости, медицинскую помощь, лечение. После заключения контракта денежное довольствие курсанта возрастает до 20–25 тыс. рублей (в зависимости от воинского звания и должности – у сержантов и командиров учебных отделений оно выше, чем у курсантов и рядовых; от показателей зачета по физической культуре – «перевыполнившие» норматив получают повышенную выплату и показателей в учебе – у отличников стипендия выше). При этом сохраняется обеспечение всеми видами довольствия за государственный счёт. Курсанты имеют льготы при посещении культурно-массовых учреждений (музеев, театров), что дает возможность вести активную культурно-досуговую работу.

3) комфортная образовательная среда:

В ВАМТО создана соответствующая всем современным требованиям учебно-материальная база: уникальный комплекс вооружения и военной техники, учебных лабораторий, тренажерных комплексов, позволяющих готовить высококвалифицированных специалистов. У нас высокий уровень компьютеризации учебных аудиторий, есть возможность доступа в электронную объединенную библиотеку вузов Санкт-Петербурга, подписки на электронные библиотеки и базы данных. Все это создает возможности учиться и получать профессию, а также проводить научные исследования. Наши курсанты участвуют в олимпиадах, научных конференциях и конкурсах, оформляют патенты и рационализаторские предложения, демонстрируют свои достижения на научно-технических выставках и мероприятиях. Проявившие себя в науке имеют возможность продолжать обучение в адъюнктуре (аналог аспирантуры в гражданских вузах). В структуре академии есть Диссертационные советы и НИИ.

Мы помним, что наши курсанты должны не только учиться, но и развиваться как личности творческие. В академии есть свой видео-журнал о курсантских буднях и праздниках («Интендантские ведомости»). В ВАМТО работает несколько десятков спортивных секций и не только на спартакиадах вузов, но и на чемпионатах мира и Европы, Вооруженных Сил наши спортсмены получают призовые места. Ежегодно курсанты участвуют в конкурсах, КВН (три года подряд ВАМТО с филиалами «держит» Кубок Министра обороны).

Родителей (законных представителей), особенно иногородних, также должны привлекать такие черты образовательной среды военного вуза как наличие контроля, возможность получить достоверную информацию о поведении и учебе от курсовых офицеров.

4) хорошие карьерные перспективы:

Вопреки расхожему анекдоту про внука полковника, который не станет генералом, потому, что у генерала есть свой внук, для наших выпускников открываются прекрасные карьерные перспективы, вне зависимости от того, свяжут ли они себя с военной службой на всю жизнь, или она станет для них только более или менее длительным этапом. Наши выпускники делают прекрасную карьеру, занимая высокие должности в системе военной и гражданской государственной службы.

Предлагаем Вам объединить усилия и помочь молодежи совершить выбор будущей профессии в интересах личности, общества и государства.

______________________________________________________________

Карту выбора профессий школьниками по регионам создадут на хакатоне Worldskills Russia и Кружкового движения

Первый хакатон по анализу больших данных проекта «Билет в будущее» проведут Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ). Участники BILET.HACK проанализируют информацию о школьниках 6-11 классов 68 регионов России и их «цифровой след» в проекте «Билет в будущее» в рамках нацпроекта «Образование». Итогом хакатона станет первая карта выбора профессий школьниками по регионам, а также алгоритмы, которые позволят организаторам повысить качество проекта.

BILET.HACK пройдет 28-29 ноября в онлайн-формате, заявки на участие принимаются до 27 ноября на сайте: http://hackathon.worldskills.ru/. На хакатон приглашаются команды от 1 до 5 человек старше 18 лет. Участники должны владеть хотя бы одним языком программирования, уметь писать запросы к базам данных, знать основы математической статистики, уметь пользоваться средствами визуализации данных и другими навыками.

«”Билет в будущее” — это всероссийский проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций. За время его существования накопились огромные массивы данных, анализ которых позволит нам, например, глубже понять связь между индивидуальными особенностями участников и параметрами среды, в которой они развиваются», — директор департамента по реализации проектов развития детей и молодежи Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Евгения Кожевникова.Вместе с Кружковым движением мы хотим сделать хакатон пространством для соединения творческих идей в области сравнительной статистики и непосредственно решения задач по анализу данных».

Участники хакатона получат датасеты, собранные по итогам реализации проекта «Билет в будущее» в 2018-2019 годах. Они состоят из трех основных массивов данных: анонимизированные анкетные данные школьников, результаты пройденных тестов, а также участие в офлайн-активностях — профессиональных пробах и фестивалях профессий.

Первое задание посвящено созданию карты выбора профессий школьниками. На основе анализа датасетов команды разработают индексы сравнения регионов по популярности разных профессий среди учащихся, в том числе цифровых, оценят, как на выбор профессии влияет успеваемость школьников, а также уровень развития дополнительного образования в регионах и степень вовлеченности образовательных учреждений в федеральные проекты.

Результатом выполнения второго задания станет алгоритм, который поможет выявлять некорректное пользовательское поведение: невнимательное заполнение данных в анкетах и опросах, выбор случайных вариантов в тестах без поиска ответа и т.п.

«В Кружковом движении НТИ – на Олимпиадах НТИ, проектных школах «Практики будущего» и на чемпионатах Worldskills Russia выросло целое поколение молодых программистов с опытом решения самых разных учебных задач в области анализа больших данных. На хакатоне мы предлагаем командам решить по-настоящему взрослую задачу в интересах большого всероссийского проекта. Рассчитываем, что формат и необычное задание привлекут на BILET.HACK и взрослое сообщество хакатонщиков, сделав соревнования еще более интересными», – отметила руководитель проекта «Практики будущего» Кружкового движения НТИ Мария Рачинская.

Справочно:

«Билет в будущее» – проект по ранней профессиональной ориентации, который реализуется Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Минпросвещения России и Агентства стратегических инициатив (АСИ) в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» с 2018 года. Все мероприятия проводятся бесплатно.

Целью проекта «Билет в будущее» является формирование навыков по осознанному выбору будущей профессии у учащихся 6–11-х классов. Для этого участникам проекта предлагается пройти онлайн-тестирование на платформе bilet.worldskills.ru, которое поможет определить сферу профессиональных интересов, а также сильные и слабые стороны. После этого идет погружение в профессиональную деятельность под руководством опытных наставников на практических профориентационных мероприятиях – пробах. Результатом участия становится получение индивидуальных рекомендаций по построению дальнейшей образовательной траектории.

В 2020 году к проекту «Билет в будущее» присоединилось 80 регионов России. Подробности по ссылке: bilet.worldskills.ru