Методические разработки учителей

План-конспект урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Свентицкая Ольга Михайловна.

Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

Цель урока: обучение написанию сочинения-рассуждения по тексту художественного произведения.

Задачи урока:

1) учебные: закрепить алгоритм построения сочинения-рассуждения, совершенствовать навык анализа текста, научить отбирать необходимый материал и строить письменное высказывание в соответствии с коммуникативными требованиями;

2) развивающие: сформировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, находить в тексте убедительные доказательства, видеть недочеты и совершенствовать написанное;

3) воспитательные: воспитать в детях вдумчивое отношение   к чтению, позитивное отношение к жизни, умение найти выход в трудной жизненной ситуации, стремление к самовоспитанию.

Тип урока: комбинированный урок по развитию речи с применением ИКТ.   

Планируемые результаты:

  • предметные: знать алгоритм написания сочинения-рассуждения, уметь анализировать текст и подбирать из текста аргументы к тезису, связно излагать свои мысли, строить высказывание в устной и письменной форме, адекватно использовать речевые средства, самостоятельно оценивать своё сочинение, внося по мере необходимости соответствующие коррективы;

2) метапредметные: способность анализировать текст, извлекать нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

3) личностные: развивать чуткость к языку, художественный вкус и образное мышление, осознавать роль сочинения данного типа в развитии интеллектуальных и творческих способностей, его значение в системе школьного обучения, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: создание проблемной ситуации, фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, учебник-хрестоматия по литературе под ред. В.Я. Коровиной, тетрадь.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем, цветные листья деревьев (клен, дуб, осина), корзина (либо её изображение на слайде).

Основные понятия урока: сочинение – рассуждение, план, тема, тезис, аргументы.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Мотивационный этап.

— Ребята, мы с вами закончили чтение замечательного автобиографического рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» о приключениях тринадцатилетнего паренька, заблудившегося в тайге. В тексте дается замечательное описание этого безбрежного лесного океана, таящего в себе множество опасностей (слайд 2).

Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем… Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегамреки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.

 

— Так не хочется расставаться с этим мужественным и смелым мальчиком, который в течение пяти дней боролся в одиночку за свою жизнь в суровых условиях. На уроках мы волновались за его судьбу, всё же надеясь на счастливый исход событий. А ведь в рассказе описан невероятно редкий случай, когда ребёнку удалось самостоятельно выбраться из тайги, простирающейся на многие сотни километров.

3.Постановка учебного задания. Сообщение темы и цели урока.

— Ребята, мы с вами продолжаем работу над сочинением-рассуждением. Сегодня на уроке нам нужно будет попытаться ответить   на вопрос: «Что помогло Васютке выжить в тайге» в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Это и будет темой нашего сочинения (слайд 3).

4.Актуализация знаний. Слово учителя.

— Начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним структуру сочинения — рассуждения. Из каких трех основных частей оно состоит? (слайд 4)

Композиция сочинения-рассуждения

I.Вступление.
II. Основная часть:
1. Тезис.
2.Аргументы (доказательства):
1)…
2)…
III. Заключение (вывод).

-Всё правильно, а теперь давайте последовательно разберёмся с каждым структурным элементом в отдельности. Я для вас подготовила небольшие рекомендации, которые будут полезны и в дальнейшей работе. Основные положения вы можете записать в свои тетради в качестве памятки. Начнём со вступления (слайд 5).

Вступление

       Во вступлении можно сказать несколько слов о писателе, герое, об истории создания произведения, поразмышлять над темой сочинения.
      Эта часть не должна быть объёмной. Вступление может состоять из 2-3 предложений.
      Вступление является связующим звеном с основной частью, поэтому важно правильно его закончить. К примеру, логичным завершением вступления будут являться фразы «давайте поговорим об этом» или «давайте разберемся».

 Небольшое по объёму, оно обязательно должно иметь логичный и плавный переход к основной части.

 

-Теперь перейдем к основной части сочинения (слайд 6).

Основная часть

       В основной части вам нужно будет выдвинуть тезис, то есть дать четкий ответ на поставленный вопрос, и привести два доказательства из текста художественного произведения.
      По объему эта часть самая большая (2/3 всего сочинения).
      В сочинении вы можете использовать цитаты. Это точные выдержки из текста, которые необходимо взять в кавычки. Если цитата большая, то ее можно сократить, обозначив место пропуска многоточием.
«С высоты она казалась огромным тёмным морем… Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный л
ec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник».

 

— В своём сочинении вы должны будете привести не менее двух доказательств, подкрепив их текстом художественного произведения. Обратите внимание на вводные слова, которые помогут вам в оформлении мыслей, запишите их в тетрадь (слайд 7).

1) во- первых, …
2) во-вторых, …
3) например,…
4) к примеру,…
5) на мой взгляд,…
6) я считаю,…
7) как мне кажется,…и другие

— И заканчивается любое сочинение заключением (слайд 8).

Заключение

       Целью заключительной части является подведение итога. Нужно подтвердить те аргументы, которые вы привели в основной части. Заключение во многом повторяет вступление.
       Как и вступление, заключение не должно превышать объема основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений.
 

      — Здесь у нас тоже будут слова-помощники, без которых иногда просто невозможно обойтись в сочинении. Давайте тоже запишем их в тетрадь.

 

1) следовательно, …
2) итак, …
3) таким образом, …
4) в общем, …
5) действительно, …

5.Работа над речью. Коллективная работа.

— Не забывайте следить не только за композицией сочинения, но и за его речевым оформлением. Я имею в виду так называемые речевые ошибки, которые достаточно часто встречаются в ваших работах. Давайте проверим, кто из вас быстрее всех найдет речевую ошибку на слайде и прокомментирует ее (слайд 9).

1) Герасим был дворником. Герасим очень любил свою собаку.
2) Через приоткрытую настежь дверь был виден весь двор.
3) Дело происходило в мае месяце.
4) Костер все больше распалялся.
5) Этот человек ведет праздничную жизнь.

 

— А теперь давайте сравним наши выводы с правильными ответами (слайд10).

Проверь себя!

 

1) Герасим был дворником. Он очень любил свою собаку.
2) Через открытую настежь дверь был виден весь двор.
3) Дело происходило в мае.
4) Костер все больше разгорался.
5) Этот человек ведет праздную жизнь.

 

— Какими словами в сочинении можно будет заменить имя Васютка, чтобы избежать речевого повтора? (Мальчик, ребенок, паренек, подросток, герой рассказа, он). И в заключение я хочу вам дать несколько рекомендаций по предупреждению речевых ошибок в ваших работах (слайд 11).

Запомните!

 

  1. Избегайте речевых повторов. Используйте синонимы.
    2. Вдумывайтесь в значение употребляемых слов.
    3. Старайтесь придерживаться литературного стиля. Исключайте разговорные обороты.
    4. Выражайте свои мысли ясно и четко, избегайте слишком длинных предложений.
    5. Не увлекайтесь цитированием (не более 1/4 текста сочинения).

 

6.Первичное закрепление материала.

-Таким образом, мы с вами вспомнили структуру сочинения-рассуждения, поработали с речевыми ошибками. Теперь давайте обобщим весь материал в итоговой памятке работы над сочинением-рассуждением (слайд 12).

Последовательность работы над сочинением-рассуждением

  1. Внимательно прочитайте вопрос.
    2. Сформулируйте тезис.
    3. Приступайте к доказательствам.
    4. Переходите к выводу.
    5. Перечитайте сочинение, обратив внимание на

 —  соответствие теме,

  —  абзацное членение,
  —  «мостики»-связки между частями,
  —   точность передачи мысли,
  —   грамотность письменной речи (соблюдение     речевых, грамматических норм, орфографию, пунктуацию).

7.Физкультминутка.

— Ребята, мы с вами хорошо поработали и немного устали. Нам необходимо отдохнуть. Сегодня наша разминка будет тематической, связанной с рассказом «Васюткино озеро».

 Сначала давайте попробуем изобразить глухаря, хлопающего крыльями (вытянутые руки отведены в стороны, движения вверх и вниз). А как Васютка смотрел по сторонам, пытаясь найти затеси (руки на поясе, повороты туловища вправо и влево). Покажите, как из стороны в сторону качались сосны (круговые движения корпуса, руки подняты вверх).

8.Работа с текстом. Фронтальная работа с классом.

— Теперь перейдем непосредственно к самому главному моменту нашего урока. Давайте попытаемся перечислить те качества, которые, на ваш взгляд, помогли Васютке не только выжить в лесу, но и найти спасительный путь к людям. Пожалуйста, выдвигайте ваши предположения, но не забывайте подкреплять свою точку зрения конкретным эпизодом из текста (обсуждение вариантов, предложенных учениками).

— Молодцы. А теперь давайте мысленно сложим в нашу корзину все перечисленные качества Васютки, которые ему помогли выжить в тайге. Перечислите их (слайд 13).

Что помогло Васютке выжить в тайге:

 

1) знание леса и правил поведения в нем;
2) смелость;
3) упорство;
4) терпение;
5) наблюдательность;
6) смекалка;
7) желание вернуться домой.

 

  1. Актуализация субъектного опыта.

— А каких качеств, ребята, не хватает каждому из вас? Что бы вы хотели позаимствовать у Васютки из этой «корзинки желаний»? (слайд 14)

 

  1. Знакомство с эталоном.

— Послушайте, как примерно может выглядеть ваше сочинение. Конечно, вы можете взять два других аргумента. Главное, чтобы они были подтверждены текстом (слайд 15). Обратите внимание на соотношение между частями сочинения и вводные слова, которые помогают сохранить структуру сочинения-рассуждения.

Васютка — главный герой автобиографического рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Тринадцатилетний мальчик в течение пяти дней блуждал один по суровому северному лесу, таящему в себе множество опасностей, и все-таки нашел дорогу к людям. Что же помогло Васютке выжить в тайге?

Я считаю, что Васютка смог выжить в тайге благодаря знаниям и своему характеру.

Во-первых, решающую роль сыграло знание мальчиком правил поведения в тайге. Все лето проводя с рыбаками на промысле, Васютка знал, как приготовить еду на огне и устроить место для ночлега. Сориентировавшись по мху на деревьях, он смог выбрать правильное направление движения. По типу леса подросток нашел реку, а по закату определил предстоящую погоду. Не зная, сколько дней ему придется провести в лесу, Васютка предусмотрительно экономил еду, патроны, спички.

Во-вторых, большое значение в спасении Васютки имели его личные качества: смелость и упорство в достижении цели. Безусловно, бывали моменты, когда ему хотелось плакать от отчаяния и страха. Но мальчик смог перебороть себя, не поддаться панике, вспомнив слова отца и деда, что «тайга хлипких не любит». Васютка понимал, что помощи ему ждать неоткуда, нужно рассчитывать только на свои силы, поэтому, собрав всю свою волю в кулак, все время шел вперед и вперед.

Таким образом, я считаю, что Васютка выжил в тайге благодаря своим личным качествам. Можно только восхищаться умом, выдержкой и самообладанием подростка, на долю которого выпало такое серьезное жизненное испытание. Но Васютка с честью выдержал эту проверку, доказав всем, что порой тринадцатилетний мальчик может сделать то, что не всякому взрослому человеку под силу. Я считаю его настоящим героем!

  1. Обсуждение образца сочинения-рассуждения.

— Раскрыта ли тема сочинения?

— Соответствует ли сочинение структуре рассуждения?

— Есть ли переход между вступлением и основной частью?

— Назовите мне тезис.

— Сколько аргументов в сочинении?

— Подтверждаются ли аргументы примерами из текста?

— Прочитайте вывод.

— Какие вводные слова вы встретили в сочинении?

  1. Закрепление и обобщение материала в устной речи.

Коллективная работа над устным вариантом сочинения (2-3 ученика составляют устное высказывание).

13.Творческая практическая деятельность учащихся.

-Теперь вы можете приступать к самостоятельной работе. До конца урока работайте над черновым вариантом своего сочинения, обращаясь ко мне за помощью в случае затруднения.

  1. Домашнее задание.

-Допишите дома сочинение, по желанию можете нарисовать иллюстрации к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». (слайд 16).

  1. Рефлексия деятельности (слайд 17).

— Понравился ли вам урок? Дайте оценку нашей работе. На столе у каждого из вас лежат разноцветные листочки деревьев. Положите в корзинку листок того цвета, который соответствует вашим впечатлениям и ощущениям от урока (слайд 18):

Зеленый – я удовлетворен уроком, узнал много полезной информации,

Желтый – урок был полезен в определенной степени, но понял не все,

Красный – пользы от урока не получил, ничего не понял. 

(Дети складывают в корзину учителя листочки соответствующего цвета).

— Все ли было понятно или остались вопросы?

— Сможете ли вы после этого урока дома самостоятельно написать сочинение-рассуждение по тексту художественного произведения?

— Те ученики, которые что-то не поняли, могут подойти ко мне на индивидуальную консультацию после уроков.

  16.Спасибо за работу на уроке! До свидания! (слайд19)